Поволжский региональный автоцентр КАМАЗ
Официальный дилер ПАО «КАМАЗ»

МАЗ И КАМАЗ: ДВА ГОДА ПОСЛЕ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ХОЛДИНГА

Идею создания на базе МАЗа и КАМАЗа холдинга "Росбелавто", обсуждавшуюся с 2011 года, похоронили год назад. Куда за это время ушел КАМАЗ и где остался МАЗ?
Союз и разлад
В минувший четверг на пресс-конференции заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский еще раз подтвердил, что вопрос о слиянии двух промышленных гигантов не обсуждается. "Этот вопрос снят с повестки дня. То, что предлагалось, не соответствовало интересам МАЗа", - сказал замминистра.
Российский КАМАЗ продвигается к потребителю быстрее и увереннее своего белорусского конкурента.
Еще год назад вице-премьер России Аркадий Дворкович сообщил, что создание белорусско-российского автомобильного холдинга исключено из числа интеграционных проектов. Однако весной 2016-го посол РФ в Беларуси Александр Суриков снова озвучил эту идею, предполагая, что объединение производств позволит успешнее противостоять иностранным производителям в борьбе за рынок ЕАЭС.
Сейчас Геннадий Свидерский еще раз подчеркнул: перспектив объединения нет. Хотя три года назад казалось, что дело, как говорится, на мази. Предполагалось, что холдинг может появиться в начале 2014 года. МАЗ должен был передать в него 75 % плюс одну свою акцию, КАМАЗ - войти 49,9-процентной долей. У холдинга появилось условное название - "Росбелавто", была даже заказана юридическая экспертиза.
Потенциальные участники проекта рассчитывали, что благодаря холдингу МАЗ получит доступ к сбытовой инфраструктуре КАМАЗа, будут выполняться совместные НИОКР, подготовка к производству, что позволило бы снизить расходы. Кроме того, как ожидалось, предприятия смогли бы развести свои модельные ряды, чтобы не конкурировать на едином рынке.
Однако фактически проект был заблокирован президентом Беларуси. Александр Лукашенко неоднократно в негативных тонах высказывался о перспективах объединения автопроизводителей. Он даже называл его "бандитской акцией".
Надо отметить, что подготовка к созданию холдинга совпала по времени с развалом партнерства "Уралкалия" и "Беларуськалия". Кроме того, Минск явно не устраивало то, что де-факто холдинг будет под контролем россиян. При этом способность КАМАЗа вкладывать значительные средства в модернизацию МАЗа вызывала сомнения, равно как и наличие у российского гиганта передовых технологий.
Теряем вместе с рынком
Упрямая статистика свидетельствует о том, что за три года, прошедших со времени бурного обсуждения проекта, позиции КАМАЗа на российском рынке укрепились, а МАЗ, хотя и удерживает третье место по количеству регистраций грузовых автомобилей, теряет и объемы сбыта, и долю рынка.
Российский рынок грузовиков сжимается с 2014 года. Уменьшается количество регистраций новых автомобилей. Наиболее серьезным было падение в 2015 году - минус 41,9 %, однако и в 2014-м рынок существенно просел (на 20 %). Всего же за два года он упал на 53,5 %.
Судя по динамике регистраций новых грузовиков за восемь месяцев 2016 года, опубликованной агентством "Автостат", объем рынка по итогам года стабилизируется на уровне минувшего. За январь - август 2016 года зарегистрировано 31 262 машины, что на 3,4 % меньше, чем за аналогичный период 2015-го.
После провала в начале года с марта рынок восстанавливается. В августе количество регистраций превысило прошлогодний показатель на 21,1 % и достигло 4690 машин.
Продажи КАМАЗа за восемь месяцев увеличились на 17,1 %, до 12 360 машин, а МАЗа - снизились на 11,1 %, до 2035 грузовиков, хотя в августе, по данным "Автостата", количество регистраций новых отечественных автомобилей увеличилось на 38 % по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В целом с 2013 по 2015 год КАМАЗ потерял менее 50 % сбыта на рынке РФ, тогда как МАЗ сократил свои продажи почти втрое.
В 2016 году КАМАЗ демонстрирует впечатляющую динамику. Производитель увеличил свою долю до 40 % рынка, регистрации растут двузначными темпами. Отчасти такие показатели объясняются серьезной поддержкой, которую правительство РФ оказывает автопрому: запущены программы субсидирования, утилизации, государственным организациям выделены деньги на закупку машин.
В последние годы белорусский автогигант все реже принимает участие в закупках, проводимых при поддержке российского госкапитала. Правила их проведения изменяются таким образом, чтобы не допустить МАЗ к конкурсам. Однако есть у КАМАЗовской динамики и еще один двигатель.
Стратегический партнер
У завода из Набережных Челнов есть очень серьезный стратегический партнер - Mercedes. Немецкий производитель является одним из лидеров мирового рынка грузовых автомобилей. Он способен предоставить российскому предприятию и деньги, и технологии.
Начало партнерству было положено в 2008 году. В 2010-м в Набережных Челнах открылись совместные предприятия "Мерседес-Бенц Тракс Восток" и "Фузо КАМАЗ Тракс Рус". С 2011 года на Каме собирается вся линейка грузовых Mercedes. Немецкий производитель поставляет КАМАЗу двигатели, мосты и другие комплектующие для автомобилей и автобусов. Концерн Daimler владеет 15 % КАМАЗа.
В 2016 году значительная часть модельного ряда российского гиганта производится с использованием узлов и компонентов от Mercedes, но стоит значительно дешевле. Летом КАМАЗ, Mercedes-Benz и Mitsubishi (эта компания также контролируется немцами) объединили свои совместные предприятия. Новое СП "Даймлер КАМАЗ Рус" уже начало строить завод по производству кабин, которые будут использоваться для автомобилей Mercedes-Benz и КАМАЗ, в том числе для новейших Actros. Данный завод позволит Mercedes сохранить льготы при продаже своих машин на российском рынке в обмен на увеличение степени локализации.
В августе стало известно, что КАМАЗ может стать и базой для строительства производства по сборке в РФ легковых Mercedes. Кроме того, в Набережных Челнах работают над системами автопилотирования грузовиков.
МАЗ опирается в основном на собственные силы. За эти годы в портфеле компании появились машины, соответствующие экологическим нормам стандарта "Евро-6". Пока данные модели в серию не пошли, но демонстрируют технологический потенциал предприятия.
Завод пытается освоить новые для себя рынки, выпуская для них специальные машины. В частности, недавно был представлен "африканский" автобус. Однако все это предприятие пытается делать без помощи стратегического партнера. Минчанам не приходится рассчитывать ни на передачу технологий, ни на поддержку при проведении модернизации и продвижении продукции на внешние рынки.
Поиски инвестора для МАЗа продолжаются. Об этом на неделе говорил Геннадий Свидерский. По его словам, ведутся переговоры и с китайскими, и с европейскими партнерами.
В итоге - одни убытки
Как бы ни отличались сегодня МАЗ и КАМАЗ, финансовый итог у них пока один. ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" закончило 2015 год с чистым убытком в 970 млрд неденоминированных рублей при выручке 6,2 трлн.
В минувшем году ПАО "КАМАЗ" зафиксировало чистый убыток в размере 2,3 млрд рос. руб. Несмотря на впечатляющий рост продаж на родном рынке, КАМАЗ остается убыточным и в первом полугодии 2016-го. Чистый убыток составил 1,93 млрд рос. руб.
Результаты деятельности ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" во II квартале пока не обнародованы, а в первые три месяца года предприятие показало 292 млрд руб. чистого убытка.
С учетом того, что в 2014 году КАМАЗ зафиксировал прибыль, а МАЗ уже был убыточным, можно предположить, что по мере восстановления рынка российский производитель вернется к прибыльной работе, а вот отечественного автомобилестроителя, вероятно, ждут новые проблемы.
Белорусская сторона не без оснований сомневалась в том, что "Росбелавто" будет выгоден МАЗу: российский бизнес можно было заподозрить в желании взять под контроль крупного конкурента и ограничить ему доступ на свой рынок. Однако, как показала практика, пока это удается сделать и без холдингового коварства. Серьезная господдержка, наличие стратегического партнера и ограничение доступа к госзакупкам вполне позволяют нейтрализовать отечественного производителя.

Ссылка на источник

← Возврат к списку новостей