Внутренний аудит помогает «КАМАЗу» в борьбе с коррупцией
В рамках мероприятий, приуроченных к международному дню борьбы с коррупцией, служба внутреннего аудита ПАО «КАМАЗ» (входит в Госкорпорацию Ростех) провела разъяснительную работу с коллективом предприятия.
О том, что изменилось в подходах к работе в самой службе внутреннего аудита, рассказал её руководитель Эльдар Шавалиев. «За последние три года мы пересмотрели свои роль и место в компании и всячески стараемся развенчать мнение о том, что у нас на «КАМАЗе» контролёр сидит на контролёре», – пояснил Шавалиев. Работа основывается на трёх ключевых принципах: внутренний аудитор действует объективно в интересах всей компании; он – не контролёр, а помощник; внутренний аудитор не может быть равнодушен к судьбе компании. Требования по созданию внутреннего аудита сегодня задаёт государство для соблюдения интересов акционеров: через такое «окно» они получают объективную непредвзятую оценку текущих дел и анализа сложившейся ситуации. Поскольку акционеров интересует и то, насколько эффективно компания способна противостоять той или иной коррупционной угрозе, в этом вопросе камазовские аудиторы занимаются не выявлением нарушений и поиском виновных, а анализируют, сможет ли она «держать удар». «И если понимаем, что в защите существуют пробелы, то совместно с сотрудниками различных подразделений корректируем процессы так, чтобы эти пробелы исключить», – отметил Шавалиев.
По его словам, в ходе аудитов выявляются разные проблемы. Например, норматив ведётся в одной ИТ-системе, и как раз там он достоверен, но при выписке документов для передачи в производство используется уже другой ИТ-ресурс, где злоумышленник (имея доступ) может скорректировать норматив и выдать материал выше настоящей потребности. «Если ему каким-то чудом удастся миновать охрану, пропажу уже никто не заметит. Наша работа как раз и заключается в том, чтобы установить, насколько такие ситуации возможны, и совместно с инженерами и технологами закрыть все лазейки, – поделился нюансами деятельности своей службы Шавалиев. – Естественно, если выясняется, что подобными «прорехами в заборе» с корыстным умыслом пользовались должностные лица, мы передаём материалы в блок заместителя генерального директора по безопасности. И там с ними начинается работа уже совсем на другом уровне».